Распределять или не распределять? - вот в чем вопрос...

В настоящее время все больше и больше студентов задумываются о возможных перспективах работы только после получения долгожданного диплома…и тут же сталкиваются со множеством проблем - огромное число молодых специалистов, как России, так и других стран, пополняют плотные ряды безработных. Усугубляет ситуацию и многие другие факторы, связанные экономикой страны. И если в далекое советское время такие неприятности решались путем четкого «ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ», то как же дело обстоит в наше время?

Первый вопрос, возникающий по данному поводу – что такое распределение и зачем оно нужно?

Согласно ст. 182 КЗОТа РСФСР, выпускники всех ВУЗов нашей страны после окончания учебы обязаны были отработать на предприятии, куда их направили, от 3 до 5 лет (в зависимости от специальности). В начале 1990-х обязательное распределение для всех выпускников гражданских вузов было отменено, а в 1995 году нормативно было принято так называемое «персональное распределение» – то есть, появилась новая категория студентов, заключивших договора с различными государственными или частными предприятиями (организация оплачивала обучение, а будущий специалист обязан был эти затраты в будущем возместить, работая определенное время в этой организации).
Естественно, подобным обязательным распределением была довольна далеко не значительная часть выпускников (например, не всем хотелось уезжать из крупного города в глубинку на целых 5 лет). Но, с другой стороны, эти меры помогали решить такие проблемы, как: обеспечение всех отраслей промышленности квалифицированными специалистами, приостановка «утечки мозгов за границу», а самое главное - помощь в трудоустройстве выпускникам без опыта работы.

В наши дни подобные проблемы остаются, а следовательно и требуют решения. Так, в 2003 году на пленарном заседании Совета ректоров ВУЗов Санкт-Петербурга В.Матвиенко заявила, что "назад пути нет, и обязательного распределения больше не будет". Она подчеркнула, что нужно искать другие пути, и одним из них может стать введение системы "образовательного кредита". Эта программа затронет только студентов-бюджетников, то есть обучающихся за счет финансирования государством. Говоря простым языком, студент сможет обучаться в ВУЗе бесплатно, но по его окончании вынужден будет (опять же!) отработать вложенные в него государством средства там, где оно сочтет это наиболее подходящим. В случае отказа от такой перспективы выпускник будет обязан выплатить кредит. На Всероссийском социальном форуме-2004, прошедшем в середине ноября, эта информация была подтверждена. Как заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко: бюджетные средства на образование расходуются нерационально, около половины выпускников не идут работать по специальности, тогда как на госпредприятиях не хватает дипломированных кадров, а следовательно, законопроект об «образовательном кредите» будет рассмотрен в самое ближайшее время.

Итак, все замыкается в неразрывный круг: ВУЗ-студент-государство. По-прежнему сталкиваются государственные и личные интересы человека. И «обязательное распределение» имеет свои «за» и «против». Обе стороны приводят неоспоримые доказательства своей правоты, никто ни в чем не переубежден, и никто не знает, чего ожидать. А по сему поводу, найдется ли решение проблемы, покажет время.